Н.В.Гоголь «Ревизор». Кто такой Хлестаков? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя» (Ю.Манн) - презентация

    Придет ли времечко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения...

    К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском...

    Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, подписав под творениями - “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского...

    В Сорочинцах нашлись люди, которые по собственному почину стали собирать библиотеку музея. Один из них - Г. С. Брайко - ездил в Москву и Ленинград, скупал бесценные издания Гоголя у букинистов. Иные из букинистов не верили, что в Сорочинцах можно сохранить...

    Значительное влияние Гоголя испытал на Себе и А. Н. Островский. Он очень высоко оценивал роль Гоголя-драматурга. «Наша сценическая литература, - заявлял Островский в конце 50-х годов, - еще бедна и молода, это правда; но с Гоголем она стала на твердой...

  1. Новое!

    Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями...

Гоголь предостерегал от понимания своих персонажей как карикатурных и гротесковых: «...никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа». И «оттого еще глубже сердечное содрогание» зрителя. Сам писатель считал, что самым сложным и «трудным» в комедии является образ того, кого приняли за ревизора. «Хлестаков сам по себе ничтожный человек... Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание, но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо». Хлестаков вначале даже не догадывается, что его приняли не за того, кем он является. Он живет минутой и всецело отдается «приятности» нового положения. И его главное качество: стремление порисоваться, пустить пыль в глаза — проявляется в полную меру. Он вдохновенно сочиняет небылицы о своем положении в Петербурге.

По замыслу Гоголя, «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти, верит тому, что говорит». Хлестакову начинает казаться, что он действительно делал то, что так красноречиво описывает (и департаментом управлял, и во дворец ездил, и «с Пушкиным на дружеской ноге»). Маленький чиновник, он чувствует особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего» других. Упиваясь неожиданным счастьем, Хлестаков не отдает себе никакого отчета в своих поступках, у него «легкость необыкновенная в мыслях». У чиновников он берет взаймы деньги — и эта просьба неожиданно для себя срывается у него с языка. Его поведение лишено всякой логики, он попеременно влюбляется в жену и дочку городничего и просит руки Марьи Антоновны, совершенно забыв, что только что объяснялся в любви ее маменьке.

Хлестаков — гениальное открытие Гоголя. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии; «микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» (Белинский) — черты, столь свойственные дворянской и бюрократической России. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». Характер существующих отношений в соединении со страхом, который испытывают чиновники, заставляет всех поверить нелепой логике Добчинского и Бобчинского: «Помилуйте, как не он! И денег не платит, и не едет — кому же быть, как не ему?.. Ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел... и даже заглянул в тарелки наши полюбопытствовать, что едим?» Поэтому так глубок комизм сцены в гостинице, когда городничий уверяется, что приезжий чиновник — «тонкая штучка», и восхищается его блестящей игрой: «А? — и не покраснеет! — говорит городничий в сторону.— О, да с ним нужно ухо востро». Но все дело в том, что именно здесь Хлестаков простодушно высказывает о себе всю правду.

Парадоксальность центральной ситуации в том, что всеобщий страх творит нечто фантасмагоричное, создает мнимого ревизора. Хлестаков не имеет ничего общего с традиционными комедийными плутами и играет роль ревизора бессознательно. Она ему как бы подсказана, навязана перепуганными чиновниками. Но именно в этой роли Хлестаков является центром комедии. В итоге же под видом могущественного ревизора оказывается «сосулька», «вертопрах», пустышка. В связи с этим Ю. В. Манн говорит о «миражной интриге» «Ревизора», развеявшей, превратившей в ничто стремления и ожидания целого города. Его правители обманулись фантомом собственного воображения; используя курьезное заявление городничего, можно сказать, что они «сами себя высекли», но при этом остались нераскаянными. Комедия Гоголя и здесь свободна от назидательности.


Иван Александрович Хлестаков «Молодой человек…недурной наружности…И в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь много, много всего» «Молодой человек…недурной наружности…И в лице этакое рассуждение…физиономия…поступки, и здесь много, много всего» «Добро бы было в самом деле что- нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» «Добро бы было в самом деле что- нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» «Вот оно, значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны» «Вот оно, значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны» «Ни се ни то: черт знает что такое!» «Ни се ни то: черт знает что такое!» «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Ну что было в этом вертопрахе…» «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Ну что было в этом вертопрахе…»


Мнение критиков «…надо подумать, а он не умеет думать». (В.Г.Белинский) «…надо подумать, а он не умеет думать». (В.Г.Белинский) «Он не знал, что врет, и нисколько не думал обманывать…» (В.Г.Белинский) «Он не знал, что врет, и нисколько не думал обманывать…» (В.Г.Белинский) «Тот Хлестаков, который берет взятки…уже совсем другой человек: вдохновение потухло…» «Тот Хлестаков, который берет взятки…уже совсем другой человек: вдохновение потухло…» «Он как все: и ум, и душа, и слова, и лицо у него как у всех» (Д.С.Мережковский) «Он как все: и ум, и душа, и слова, и лицо у него как у всех» (Д.С.Мережковский)


Что такое «хлестаковщина»? «Я везде, везде, везде» «Я везде, везде, везде» «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер…и государственный муж…и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым» «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер…и государственный муж…и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым»




Хлестаков Хлестаков «Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» «Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» «Эх, Петербург, что за жизнь, право!» «Эх, Петербург, что за жизнь, право!» «А один раз меня приняли за главнокомандующего » «А один раз меня приняли за главнокомандующего » «Один раз я даже управлял департаментом» «Один раз я даже управлял департаментом» «Меня завтра же произведут в фельдмарш…» «Меня завтра же произведут в фельдмарш…» Городничий Городничий «…есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что слюнки потекут» «…есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что слюнки потекут» «Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?» «Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?» «Какие мы с тобой теперь птицы сделались!» «Какие мы с тобой теперь птицы сделались!» «Теперь можно большой чин зашибить…что со временем и в генералы влезешь.» «Теперь можно большой чин зашибить…что со временем и в генералы влезешь.» «обедаешь где- нибудь у губернатора, а там: стой, городничий!» «обедаешь где- нибудь у губернатора, а там: стой, городничий!»


Поведение героев - ситуация «Как он смеет, дурак? Как он смеет не дать? Я плевать на твоего хозяина! Канальи! Подлецы!» «Как он смеет, дурак? Как он смеет не дать? Я плевать на твоего хозяина! Канальи! Подлецы!» «Да что ж делать?.. Я не виноват… Я… заплачу» «Да что ж делать?.. Я не виноват… Я… заплачу» «Дайте, дайте мне взаймы…» «Дайте, дайте мне взаймы…» «Я шутить не люблю, я им всем задам острастку…» «Я шутить не люблю, я им всем задам острастку…» «Смотри! Не по чину берешь!» «Смотри! Не по чину берешь!» «Извините, я, право, не виноват… «Извините, я, право, не виноват… «Помилуйте, не погубите…» «Помилуйте, не погубите…» «До сих пор не могу очнуться от страха» «До сих пор не могу очнуться от страха» «Постой же, теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы!» «Постой же, теперь же я задам перцу всем этим охотникам подавать просьбы и доносы!»


Общее Трусость, лживость перед вышестоящими Трусость, лживость перед вышестоящими Желание угодить, лицемерие Желание угодить, лицемерие Наглость, грубость по отношению к низшим Наглость, грубость по отношению к низшим Желание сыграть роль значительнее отведенной Желание сыграть роль значительнее отведенной Пустить пыль в глаза Пустить пыль в глаза Компенсировать свое унижение унижением других Компенсировать свое унижение унижением других Подняться по служебной лестнице, не прикладывая усилий. Подняться по служебной лестнице, не прикладывая усилий.


Домашнее задание: Перечитать финал комедии (8,9 явления 5 действия) Перечитать финал комедии (8,9 явления 5 действия) Кому адресованы слова городничего? Кому адресованы слова городничего? Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя о том, что положительного героя пьесы никто не увидел? Кто или что имеется в виду? Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя о том, что положительного героя пьесы никто не увидел? Кто или что имеется в виду? В чем смысл эпиграфа пьесы? В чем смысл эпиграфа пьесы? Докажите на примере какого-либо героя пьесы, что он тоже «Хлестаков». Докажите на примере какого-либо героя пьесы, что он тоже «Хлестаков». Объяснить значение слов, выбрать, относящиеся к характеристике Хлестакова Объяснить значение слов, выбрать, относящиеся к характеристике Хлестакова

Г оголь часто предостерегал своих читателей от гротескного понимания своих персонажей. Он всегда напоминал, что при всей необычности сюжетной линии, герои его произведений смогли сохранить черты, присущие обычным людям, причём черты распространённые, встречающиеся повсеместно.

Главный герой в обычной жизни — тихий, пугливый человек, не добившийся ничего определённого в своих начинаниях. Если бы не подвернувшийся кстати случай, на него вряд-ли хоть кто-то смог обратить особое внимание. Страх, испытываемый целым городом, сделал из него другого человека. Да так, что первое время сам герой не догадывается в этом.

Он привык жить настоящим и полностью отдаёт себя приятному положению дел: его любят, с ним говорят, ему льстят. Постепенно его главный талант – пускание пыли в глаза растёт и расцветает, начинает проявляться по максимуму. Он придумывает истории о своей жизни в Санкт-Петербурге.

Он врёт, но при этом, кажется, герой будто не понимает этого. Он так заигрывается, что забывает о том, что несёт неправду. Хлестакову уже кажется, что он и вправду управляет департаментом, всё время ездит по дворцам и дружит с Пушкиным. Постепенно он, мелкий чиновник, начинает получать удовольствие изображая высшего чина, таких, кто всегда стоял выше, мог позволить повысить на него голос. Он чувствует некую лёгкость в душе. Расслабившись, он позволяет, чтобы с языка слетело то, о чём он мечтал, в чём нуждался: он сначала просит, а затем требует денег. Его поступки лишены логики, он то влюблён по уши в супругу городничего, то его сердце таит от любви к его же дочери, и просит её руки, позабыв, что минуту назад признавался в чувствах её матери.

Хлестаков - открытие писателя. В острой форме он смог показать огромные требования и вечное недовольство, желание показаться богаче и знаменитее при пустоте души и детской непосредственности.

Парадокс главной ситуации состоит в том, что страх всех чиновников города рождает что-то фантастическое, нереального проверяющего. У Хлестакова нет общих черт с врунами из других известных комедий — он входит в роль ревизора, не задумываясь, на подсознательном уровне. Ему эту роль подсказала ситуация, она буквально навязана испуганными горожанами высших чинов. И именно так герой становится центром произведения. В результате под грозным ревизором оказывается пустой человек. Поэтому исследователь Ю. В. Манн заявлял о нереальной интриге, мираже данной пьесы, развеявшей желания целого уездного городка.