Продукция от частника: от покупки до реализации. Какие факторы удешевляют книги? Правила скупки лома золота у населения

– такую рекламу можно нередко увидеть и на улицах, и в различных печатных или интернет-изданиях. Эти предложения вызывают определенный интерес. Многие владельцы больших собраний и сами пытаются отыскать места, где в Москве покупают книги у населения. Но обращение в такие точки далеко не всегда удачно. Поскольку значительную часть покупателей интересуют главным образом издания, имеющие антикварную ценность. Все прочее безжалостно отсеивается. Следовательно, продать книги , этой ценности не имеющие, вряд ли получится. К тому же не все готовы предложить владельцам справедливое вознаграждение. Цена покупки книг у населения и в Москве и за ее пределами часто бывает бросовой, вне зависимости от реальной стоимости того или иного собрания. Самостоятельная реализация коллекции – занятие еще более хлопотное и ненадежное. Если Вы задумываетесь о том, как продать домашнюю библиотеку в Москве с удобством и выгодой для себя, и ищете людей, способных дать адекватную оценку Вашему собранию – Вы попали по адресу.

Что такое проект «Книгам – жизнь!»?

Как можно догадаться из названия, мы занимаемся тем, что даем новую жизнь старым книгам. Причем не только и не столько ценным антикварным изданиям, а вообще любым – в том числе и тем, которые казалось бы, не стоят ровным счетом ничего. Каким образом? Находим книгам новых владельцев! Электронные издания и покетбуки, несомненно, потеснили традиционный рынок, но, тем не менее, в нашей стране осталось немало людей, предпочитающих именно бумажные издания. Владение старыми (пусть и не антикварными) книгами для них престижно, это своего рода шик. Кому-то требуются вполне конкретные издания, а кому-то достаточно самого факта обладания старыми собраниями. В интересах всех этих людей и проводится покупка книг у населения в Москве и других крупных городах.

Почему стоит продавать книги нам?


Как уже упоминалось выше, в наши дни самостоятельная продажа книг стала довольно нелегким делом, сопряженным с кучей проблем. Уличная букинистическая торговля в крупных городах практически ликвидирована, не говоря уже о том, что, согласно данным статистики, соотношение продавцов и покупателей сейчас составляет в среднем 40:1. То есть на каждые сорок объявлений о продаже находится всего-навсего один покупатель. Общая тенденция книжного рынка неутешительна – спрос на печатную продукцию постепенно падает, поскольку бумажные издания вытесняются электронными. Поэтому самостоятельная реализация старых книг в лучшем случае растянется на несколько месяцев. В худшем на это могут уйти годы. Сотрудничество с профессионалами, располагающими обширной клиентской базой и площадкой для хранения – залог успешной (и быстрой!) реализации старых изданий. Продавая книги нам, Вы можете рассчитывать

  • на объективную оценку каждого издания;
  • на дополнительную информацию о факторах, на основании которых будет рассчитываться их стоимость;
  • на возможность бесплатной оценки Вашей коллекции;
  • на быстрый наличный расчет за Вашу библиотеку (вне зависимости от успешности и сроков последующей ее реализации).

Как мы работаем?


Наш проект позволит Вам не только расстаться с ненужными книгами, но еще и сделать это с определенной финансовой выгодой для себя. Мы покупаем и принимаем практически любые книги. Но не для того, чтобы уничтожить, сдать в макулатуру или запереть где-то в темном подвале. Все издания, пополняющие наш ассортимент, тщательно каталогизируются, сортируются и попадают в специальные книгохранилища, представляющие большой интерес для ценителей и знатоков. Кроме того, мы располагаем весьма разветвленной сетью партнерских связей и обширной клиентской базой. Это позволяет нам своевременно оповещать о новых поступлениях огромное количество заинтересованных людей, и быстро подбирать издание под конкретный заказ. Вы удивитесь, если узнаете, сколько людей ищут вот эту, совершенно обычную, книгу, которая годами пылится у Вас на полке. «Бесполезные» с точки зрения антикваров издания, могут иметь огромную ценность для узких специалистов: ученых, лингвистов, инженеров, а собрания сочинений художественной литературы (например, советской) часто становятся находкой для людей, мечтающих пополнить свою раритетную коллекцию конкретным экземпляром в строго определенном издании.

По каким ценам мы закупаем книги?


Заочно говорить о ценах скупки книг у населения в Москве, по понятным причинам невозможно. Все зависит от того, какие именно издания Вы хотите реализовать. Мы не обещаем золотых гор всем и каждому, но при этом никогда не пытаемся воспользоваться неосведомленностью клиента, чтобы приобрести действительно редкие и ценные вещи по бросовой стоимости. Чтобы получить более конкретную информацию, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом. Мы не только с удовольствием ответим на Ваши вопросы, но и организуем выезд и оценку книг из Вашей библиотеки компетентным специалистом. Расчет стоимости того или иного издания –процесс, имеющий определенные стандарты и закономерности. Как правило, достаточно невысоко оценивается большинство изданий классиков марксизма-ленинизма, советских писателей, массово издававшихся в 60-80 годы, книги, отпечатанные на бумаге плохого качества, книги в плохом состоянии (либо утратившие составные части: суперобложки, футляры) и книги, издававшиеся в 70-80 годы огромными тиражами. Удешевляют издание и различные надписи (если это не ценный автограф), штампы, печати (хотя из этого правила бывают исключения). Издания, имеющие определенную (пусть и не антикварную) ценность, оцениваются, исходя и из их состояния. Оно может быть

  • идеальным – не иметь никаких полиграфических и иных повреждений, штампов библиотек и магазинов, указателей цен, дарственных надписей. Книга выглядит так, как будто ей не пользовались.
  • отличным – книгу открывали, но при этом ее состояние сравнимо с состоянием новых книг на полках магазина.
  • очень хорошим – такие книги имеют мелкие дефекты и изъяны, заметные при внимательном осмотре: потертости, легкое изменение цвета страниц.
  • хорошим – заметно, что книгой пользовались, она может иметь потертости переплета, мелкие пятна на страницах.
  • удовлетворительным – в случае, если книгу отличает сильная потертость переплета, она утратила корешки, форзац, некоторые страницы в ней подклеены.

Организация занимается закупкой тары у населения. Какие первичные документы должны заполнить организация или продавец (физическое лицо) при приобретении организацией у продавца деревянной тары? Есть ли у организации обязанность по удержанию с дохода физического лица суммы НДФЛ в случае закупки тары стоимостью до 250 000 руб. и в случае закупки тары стоимостью более 250 000 руб.? Возникает ли у организации обязанность по предоставлению на продавца сведений по форме 2-НДФЛ?

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения НДФЛ (пп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209 НК РФ). Доходы (в том числе доходы от продажи имущества), не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ. В иных случаях (не предусмотренных ст. 217 НК РФ) полученный физическими лицами доход будет облагаться НДФЛ.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. В силу п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата НДФЛ производятся в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ производят физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению. В данном случае физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, а также представляют налоговую декларацию (п.п. 2, 3 ст. 228 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация в случае приобретения у физического лица принадлежащего ему имущества (деревянной тары) не является налоговым агентом, то есть не должна удерживать НДФЛ при выплате физическому лицу денежных средств за реализованное им имущество. Кроме того, поскольку НК РФ не возлагает обязанности на лиц, не являющихся налоговыми агентами, представлять в налоговый орган сведения о полученных от них доходах физическими лицами (в соответствии со ст. 230 НК РФ такая обязанность установлена только для налоговых агентов), то организация в данном случае не должна представлять и сведения о физических лицах, у которых она приобретает имущество (деревянную тару). Данные выводы подтверждаются и разъяснениями Минфина России (смотрите, например, письма от 11.04.2012 N 03-04-05/3-484, от 28.03.2008 N 03-04-05-01/89, от 12.03.2008 N 03-04-06-01/55, от 02.11.2007 N 03-04-06-01/372, от 30.10.2007 N 03-04-06-01/364, от 04.09.2006 N 03-05-01-04/258).

Документальное подтверждение

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также Информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации операцию по закупке у населения деревянной тары можно оформить следующими документами:

Договором купли-продажи;

Актом приемки товаров (в произвольной форме с соблюдением всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ);

Документами, подтверждающими оплату товаров ( , авансовый отчет, и т.д.).

На наш взгляд, данный вариант полностью соответствует положениям ГК РФ, требованиям бухгалтерского учета (ст.ст. 5, 6 и 9 Закона N 402-ФЗ) и налогового законодательства (ст. 252 НК РФ).

В то же время полагаем, что при разовых (нерегулярных) закупках не всегда возможно оформить такой полный пакет документов. В связи с этим, по нашему мнению, при таких закупках вместо указанных документов можно оформлять закупочный акт*(1) (смотрите Методические рекомендации). В основном закупочный акт применяется при покупке у физических лиц продуктов питания. Однако полагаем, что можно использовать этот акт в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), в том числе деревянной тары.

Организация может самостоятельно разработать форму закупочного акта, предусмотрев в нем все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом за основу можно взять и форму N ОП-5, которая разработана для организаций общественного питания и утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

При закупке организация должна обеспечить соблюдение порядка оформления закупочных документов, в том числе с обязательным указанием паспортных данных сдатчика этих ТМЦ, места его проживания (п. 7.3 Методических рекомендаций).

Приобретенная тара принимается на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Подтверждением оприходования на склад закупленных товаров (материалов) является Приходный ордер (за основу можно взять типовую форму N М-4, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Энциклопедия решений. Учет оплаты физическим лицам приобретенных у них товаров;

Энциклопедия решений. Учет при оплате наличными закупки товаров у населения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Ответ прошел контроль качества


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Унифицированная форма документа, подтверждающего передачу товара продавцом - гражданином, не являющимся индивидуальным предпринимателем, покупателю - юридическому лицу, законодательством не предусмотрена. В связи с этим передача товара может быть оформлена документом, подписанным сторонами договора, составленным в произвольной форме, с отражением в нем реквизитов, предусмотренных ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемом случае таким документом может быть и закупочный акт, если он отвечает требованиям Закона N 402-ФЗ. Подписание продавцом и покупателем закупочного акта фактически является документальным подтверждением того, что между ними заключен договор купли-продажи. Поскольку подписание акта отвечает требованию к совершению сделки в простой письменной форме и поскольку этот акт содержит все существенные условия договора купли-продажи, составлять отдельный документ, именуемый договором купли-продажи, при этом не требуется (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455, ст. 434 ГК РФ).

Наши партнеры

  • Ювелирный завод «Адамант»
  • Ювелирный завод «Адамас»
  • Ювелирная мастерская
    «Инталия–Юг»
  • Торговый дом «Вико» (Москва)
  • Ювелирный торговый дом «Ванголд»

Статьи по теме

Золото – ресурс на все случаи жизни
Золото – ресурс, который почти со всех точек зрения представляет огромную ценность для человечества. Золото - это и универсальный платежный инструмент, и промышленно значимый материал, и даже объект долгосрочного инвестирования.

Как безопасно хранить драгоценные металлы
Сегодня растет число людей, приобретающих драгоценные металлы (золото, платину и серебро) в инвестиционных целях. Хотя такие инвестиции могут быть сделаны даже без фактической покупки металлов, приобретение материальных ценностей дает большее чувство безопасности.

Правила скупки лома золота у населения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий"

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1089 "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст.2568).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2001 г. № 444

П Р А В И Л А

скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий

1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки организациями независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями (далее именуются - скупщик) у граждан (далее именуются - сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий.

2. Скупщик обязан иметь лицензию на скупку у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий (далее именуются - ценности), выданную в установленном порядке.

3. Скупщик должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием, инвентарем и системой охраны помещений, обеспечивать в соответствии с установленными требованиями оформление, учет, хранение скупаемых ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков, а также выполнять обязательные требования государственных стандартов, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных и других правил и норм.

4. Для проведения операций по приему и опробованию ценностей скупщик должен иметь:

а) весовое и иное соответствующее оборудование, а также необходимые инструменты;

б) реактивы, необходимые для определения наименования и пробы драгоценных металлов в изделиях и ломе.

5. Организация-скупщик должна иметь экспертов, обладающих соответствующей квалификацией в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

Индивидуальный предприниматель-скупщик должен иметь необходимую квалификацию в вопросах экспертизы и оценки ценностей.

6. Скупщик обязан довести до сведения сдатчика:

а) фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

б) данные о номере и сроке действия лицензии на скупку ценностей, о выдавшем ее органе;

в) сведения о документах, устанавливающих требования к клеймению ценностей, их приему и оформлению;

г) настоящие Правила;

д) сведения об органах, осуществляющих контроль за соблюдением настоящих Правил.

Указанная информация помещается в удобных для ознакомления местах.

7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм, а памятных и юбилейных (именных) медалей - по предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право владения такими медалями.

8. Расчеты со сдатчиками ценностей производятся на договорной основе.

9. Не подлежат скупке:

а) алмазное сырье и полуфабрикаты;

б) драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;

в) полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);

г) изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);

д) драгоценные камни - рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг в необработанном виде;

е) ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы;

ж) изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни и изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.).

10. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла, взвешивание, удаление штифтов и др.), должны быть произведены в присутствии сдатчика методами, позволяющими не нарушать целости ценностей.

11. Взвешивание ценностей производится с точностью:

изделий из золота, платины и палладия - до 0,01 грамма;

изделий из серебра - до 0,1 грамма;

изделий из драгоценных камней без оправы - до 0,01 карата.

Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется приборами с точностью до 0,1 карата.

Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей. Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику для выплаты причитающейся ему суммы квитанцию в 2 экземплярах, подписанную скупщиком и сдатчиком. После выплаты сдатчику причитающейся суммы ему передается 1 экземпляр квитанции со штампом "оплачено".

13. В квитанции указываются:

а) наименование организации или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя - скупщика;

б) фамилия и инициалы сдатчика с указанием данных документа, удостоверяющего его личность;

в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для дореволюционных изделий - оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий - оттиска импортного клейма);

г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;

д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:

бриллиантов крупных (от одного карата и выше), средних (от 0,30 до 0,99 карата), изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов - также их размерно-весовая группа, группа цвета и чистоты;

алмазов огранки типа "Роза", бриллиантов мелких (до 0,29 карата) и бриллиантов упрощенной огранки - также их группа цвета и чистоты;

жемчуга природного и культивированного - количество жемчужин и их масса;

е) общая масса изделия;

ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

14. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.

15. Контроль за соблюдением настоящих правил осуществляют уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.


Покупка товаров у физических лиц осуществляется по тем же правилам, которые применяются в отношении юридических лиц. Для этого нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме. Помимо своей основной функции (гарантия обеспечения обязательств сторонами) договор является довольно важным документом для учета — подтверждением расходов на покупку продукции у частников.

Его оформление мало чем отличается от контракта купли-продажи, заключаемого с юрлицом. Разве что в качестве реквизитов продавца указываются фамилия, имя, отчество физического лица, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН (если таковой имеется), данные банковского счета (в случае безналичного расчета).

Помимо подтверждения существования сделки, в результате которой происходит расходование средств, необходимо доказать факт передачи товаров физлицами. В частности для того организации необходимо составить закупочный акт.

Есть несколько способом создания того документа. Во-первых, можно воспользоваться уже разработанным шаблоном, оформив акт по форме № ОП-5. Образец унифицированной формы утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Пример оформления закупочного акта по форме № ОП-5 приведен ниже.

Оформление закупочного акта

Осуществляя покупку товаров у физического лица необходимо оформить договор купли-продажи и закупочный акт

Во-вторых, можно проявить инициативу и разработать форму закупочного акта. При этом необходимо помнить, что документ должен содержать все необходимые реквизиты поименованные в пункте 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ:

  • наименование;
  • дату составления;
  • название организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

В любом случае, какая бы форма не легла в основу при составлении закупочного акта, тот документ потребуется составить в двух экземплярах. Один остается у продавца, второй передается частнику. Оба акта должны быть подписаны сотрудником, закупившим продукты, и продавцом.

Пожалуй наиболее важной проблемой при приобретении продукции у населения является подтверждение факта осуществления расчетов, ведь ни товарных, ни кассовых чеков, ни любой другой документации от такого продавца не получить. Организация может решить ту проблему самостоятельно. А вот именно, зависит от способа оплаты.

Способы оплаты

Оплатить купленные товары можно двумя способами: наличным и безналичным. То, какой вариант удобнее, решать самой организации.

Наиболее распространенным случаем является покупка через подотчетное лицо, которым может стать практически любой сотрудник компании. Для этого приказом руководителя назначается материально ответственное лицо, с которым заключается договор о полной материальной ответственности (п. 7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10 июля 1996 г. № 1 -794/32-5). Причем такой договор необходим организации не только для исполнения установленных правил, а в первую очередь для защиты своих собственных интересов. В частности потому, что на его основании можно взыскать сумму недостачи с сотрудника.

Ответственному лицу из кассы организации на основании расходного кассового ордера (форма КО-2, утв. постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88) выплачивается определенная сумма денег. Учтите, что выдача наличных под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу (п. 11 Порядка ведения кассовый операций в РФ, утв. решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 № 40), что сокращает список работников, которые могут стать матлицами при совершении сделок с населением по закупке у них продукции.

После совершения покупки подотчетное лицо предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет, с приложением закупочного акта и копии накладной о сдаче продукции. В случае остатка наличных денежных средств оформляется приходный кассовый ордер, унифицированной формы КО-1 (утв.Постановлением Госкомстата России от 18 авгутса 1998 г. № 88), который подтверждает поступление денег в кассу организации.

Еще одним возможным способом оплаты приобретенных товаров может быть выдача денежных средств продавцу из кассы организации, на основании расходного кассового ордера.

Однако оплату товаров можно произвести и безналичным путем. При способе перечисления денежных средств на расчетный счет, в договоре купли-продажи нужно сделать ссылку с указанием на это, а также написать банковские реквизиты физического лица.

В принципе, подтверждением факта оплаты может стать и закупочный акт. Но сразу отметим, что подобное документальное доказательство осуществления расходов может вызвать недовольство налоговиков. Потому, прибегать к такому способу подтверждения рассчетов можно разве что в крайнем случае. Если же иного выхода у организации нет (других платежных документов не оказалось), следует принять на вооружение примеры арбитражной практики. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 мая 2007 г. по делу N А26-7308/2006-21. В ходе данного разбирательства судьи признали в качестве подтверждения не просто закупочный акт, а такой акт, кторый по мнению налоговой инстанции был неверно заполнен.

Бухгалтерский учет

Товары, приобретенные у физических лиц, принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме понесенных затрат на их покупку (п. 5 и п. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

В июле 2011 года ООО «Орион» приобрело у Миронова А.И. 200 кг. огурцов по цене 35 рублей за килограмм. Рассчитывалась с ним организация наличными. В этом же месяце она их продала по цене 52 рубля за килограмм.

Бухгалтеру организации следует сделать следующие проводки:

Дебет 41 Кредит 76 (71)

7 000 руб. (200 x 35руб.) - приобретен товар у физического лица;

Дебет 76 (71) Кредит 50

7 000 руб. - товар оплачен продавцу;

Дебет 62 Кредит 90-1

10 400 руб. (200x 52 руб.) - отражена выручка от реализации банок;

Дебет 90-2 Кредит 41

7 000 руб. - списана фактическая себестоимость товара;

Дебет 90-3 Кредит 68

309 руб. 09 коп. ((10 400-7 000) x 10 / 110) - начислен НДС.

Как быть с НДС?

Со «входным» НДС дело обстоит довольно просто. Физические лица, которые реализуют продукцию и не являются индивидуальными предпринимателями, не уплачивают НДС в бюджет (ст. 143 НК РФ). Таким образом, им при продаже хозяйствующим субъектам материальных ценностей им не нужно выставлять счета-фактуры. Следовательно у организации отсутствуют суммы «входного» налога, которые она могла бы принять к вычету.

Что касается НДС к уплате, который организация будет исчислять при реализации купленной у населения продукции, здесь нужно учесть следующее.

В общем случае как база, так и сам налог на добавленную стоимость будет рассчитываться в общеустановленном порядке. В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов (по подакцизным товарам) и без включения в них НДС.

Ситуация меняется, если речь идет о продаже продукции, поименованной в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383 (далее- Перечень). Расчет налоговой базы и суммы НДС в данном случае производится по особым правилам, установленным пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса.

Налоговая база в подобных случаях определяется как разница между ценой, которая сложилась на рынке по этой продукции с учетом налога и ценой ее приобретения. В свою очередь сумма налога производится по расчетной ставке 18/118 или 10/110.

Особые правила

При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, налоговая база по НДС определяется как разница между рыночной ценой с учетом налога и ценой приобретения такой продукции

ЗАО «Восток» приобрело у Ивановой Т.Г. 90 кг. картофеля. Физическое лицо не является индивидуальным предпринимателем. Закупочной цена составила 35 рублей за 1 кг. Затем картофель был продан другой организации по 75 рублей за 1 кг.

Картофель указан в Перечне, поэтому налоговая база по НДС при его реализации определяется с учетом положений пункта 4 статьи 154 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 164 НК РФ облагается по ставке 10 %. Таким образом уплачиваемый налог в бюджет составит 327 рублей 27 копеек ((90 x 75 руб.) - (90 x 35 руб.) x 10 /110).

Учтите, что пункт 4 статьи 154 НК РФ срабатывает только в том случае, если организация перепродает закупленные у населения сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки. Если же продукция перерабатывается самой организацией уже после приобретения у частников, и только затем реализуется, расчет НДС придется производить в общеустановленном порядке. Данный вывод подтверждает и судебная практика, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2009 г. № Ф04-2975/2009(6522-А03-42). В ходе проверки инспекторы выяснили, что ИП закупал сельскохозяйственную продукцию (мясо) у физических лиц, не являющихся хозяйствующими субъектами и, соответственно, плательщиками НДС, перерабатывал ее и изготавливал мясные деликатесы и полуфабрикаты, а затем реализовал их. Продажа таких товаров, по мнению судей подлежит обложению НДС в соответствии с нормами пункта 1 статьи 154 НК РФ. Применять в данном случае пункт 4 данной статьи будет неправомерно, так как он предусматривает реализацию самой сельскохозяйственной продукции, купленной у физических лиц.

НДФЛ и взносы

Как правило, производя выплаты физическим лицам (если речь не идет об оплате по сделкам с предпринимателями) организации исчисляют, удерживаю и перечисляют в бюджет НДФЛ, то есть выступают в роли налоговых агентов. Такие обязательства, например, возникают при выплате заработной платы, выплате дивидендов и в прочих случаях.

Однако перечисляя средства населению в качестве оплаты за приобретенную у них продукцию подобных обязательств не возникает (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Кстати, «подоходный» налог не нужно будет уплачивать и самим продавцам. Дело в том, что пунктом 13 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы от продажи продукции, выращенной физическим лицом в личном подсобном хозяйстве. Речь идет о скоте, кроликах, нутрии, птице, диких животных и птице (как в живом виде, так и продукты их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде и прочее.

Нет необходимости у организаций и пополнять внебюджетные фонды. Ведь выплаты частникам производятся в рамках договора купли-продажи, вознаграждение по которым не считается объектом обложения взносами на обязательные виды обязательного, медицинского и пенсионного страхования.

Ю.Л. Терновка, эксперт журнала «НА»